Назад к списку
Черный дым на дизеле

         Давайте разберемся, от чего дизельные двигатели со временем начинают вырабатывать едкий черный дым, сейчас мы не будем затрагивать системы очистки отработавших газов, а именно попытаемся понять химические процессы, происходящие в камере во время воспламенения. При этом допустим, что в баке у нас залито качественное топливо нужного хим. состава.Для полного сгорания топлива требуется четыре фактора: 1)определенное время впрыска (зажигание), 2)определенное давление в камере сгорания, 3)определенная порция подающегося топлива, 4)определенное давление впрыска топлива. 

         Попробуем разобрать влияние каждого фактора в отдельности, а также причины, из-за которых они не могут быть соблюдены.

        1)Неправильный угол опережения впрыска. Чаще всего данная проблема возникает после установки механических тнвд, но также может быть вызвана изношенностью деталей топливного насоса. Что касаемо современных систем, инжекторы системы common rail так же могут влиять на зажигание, в блоке ЭБУ записан код, содержащий время срабатывания каждой форсунки (задержка впрыска), это промежуток времени от подачи импульса на соленоид до непосредственного впрыска. Допустим задержка 550usec, при правильном износе форсунки она не меняется либо находится в пределах допуска, но если инжектор поврежден либо закоксован, это время может превышаться в два и даже три раза, то есть около 1500usec, тем самым вызывая несвоевременную подачу топлива и ошибки в блоке управления. Что при этом происходит в ДВС. При несоблюдении времени подачи топлива в камере сгорания не достигнуто нужное давление и температура воздуха, тем самым топливо либо не воспламеняется, либо догорает уже в выхлопном коллекторе.

       2) Давление в камере сгорания. Думаю из представленных факторов это самое простое для понимания. Залёгшие поршневые кольца, пробитая прокладка ГБЦ, либо прогоревший клапан, одни из частых проблем на двигателях внутреннего сгорания, из не частых треснувший поршень. Проверяется это достаточно не сложно, замером компрессии. Так же всем понятно что при не достаточной температуре диз. топливу тяжело самовоспламенится, вызвано это недостатком давления и еще как следствие от давления зависит количество порции кислорода для смесеобразования и скорость этого процесса.

       3) Количество подающегося топлива. Этот фактор на разных дизельных системах вызван различными проблемами. Например на механическом тнвд неисправность может быть проявлена из-за внешнего вмешательства в настройки регулятора, при нарушениях в работе простой тнвд может выдать только либо много, либо мало топлива, в первом случае чёрный дым, во втором дыма не будет вообще. На common rail системах это связано с регуляторами давления и сломанными датчиками, чаще всего изнашивается SCV клапан, подавая на рампу топливо с повышенным давлением. Далее ухудшения в работе связаны с износом распылителя форсунки, а именно увеличивается диаметр дюзовых отверстий и просаживается посадочный конус иглы снижая натяжение пружины, это способствует падению давления впрыска и увеличению количества подаваемого топлива, касаемо распылителей эти проблемы относятся ко всем дизельным системам, так как принцип их устройства идентичен и в современной и механической топливной аппаратуре.

      4) Низкое давление впрыска топлива. Чаще всего связано с неисправностью форсунок. В современных системах вызвано повышенными утечками из-за поврежденного клапана инжектора, либо вышедшего из строя одного или нескольких нагнетательных клапанов тнвд. Пожалуй это один из основных параметров за счет которых повышается экологический класс и топливная экономичность. Представим себе что на режиме максимального хода в цилиндр поступает около 100 см3 топлива, при этом благодаря давлению в 1600 кг/см2 эта порция делится на 100 тыс. маленьких капель, давайте представим себе одну из этих капель, величина этой капли 0.0001 мм3, вокруг себя эта капля притягивает молекулы кислорода, но внутри этой капли находится какое то количество незадействованных молекул, теперь представим что давление упало до 1000 кг/см2 , а порция остается такой же в 100см3 , теперь уже размер этой капли возрастает в несколько раз, а так же и возрастает количество этих незадействованных молекул. Добавлю, что качество сгорания дизельного топлива напрямую зависит от количества задействованных молекул, и чем их больше, тем более активно и полноценно сгорит топливо, при этом возрастет мощность и топливная экономичность двигателя, а так же упадет количество вредных выбросов в атмосферу.